КОНТАКТЫ
+7 (495)661-56-70

+7 (495)600-61-80

ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
+7 (963) 715-05-10
Skype: kbsteam
Главная » Статьи » Интерьер русской бани

 


 

Интерьер русской бани

Cтроительство и интерьер бани

Русская баня почиталась всегда. Конструкторское бюро "Стим" разработает интерьер, осуществит строительство, выполнит ремонт бани. Отделка требует профессионального подхода.

В России банные процедуры никогда не были в запрете, потому число бань не сокращалось, а наоборот, увеличивалось. История свидетельствует, что банями пользовались еще скифы, проживавшие на территории, где сейчас расположена Россия. Парная на Руси (мыльная, мовня мовь, лазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Ей пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. В безлесных местностях нашей страны парились в русских печах. Происходило это так: когда был испечен хлеб, под печи выметали, убирали угли и золу. Внутрь жерла укладывали солому и ставили емкость с водой. Человек влезал в печь ногами вперед, лежал какое-то время неподвижно, привыкая к температуре Затем мочил в воде пучок соломы и разбрызгивал воду по всему объему печи. Вода мгновенно испарялась и создавался парной эффект. Такой способ использования печи в качестве парилки иногда применяется до настоящего времени.

Парная баня - это чисто русское изобретение, представляющее бревенчатую избушку с низким потолком, печкой-каменкой и полком для парения. Без особых изменений конструкция русской парной из глубины веков дошла до наших дней. Простейшая семейная баня состояла из предбанника и парилки. Конструкция и дизайн бани незначительно могли меняться в соответствии с местными обычаями. Бани, кaк правило, строили у реки, которая выполняла роль бассейна и обеспечивала водой весь процесс. Зимой во льду рубили проруби. Главное отличие русской парной от сауны - это температурно-влажностный режим. У нас редко температура поднимается выше 50 - 60°С, но зато влажность воздуха достигает до 95%.

Русские бани "по-черному" были известны еще до новой эры, то есть более двух тысяч лет назад Они представляли собой просторное помещение, в котором открытым огнем нагревались камни. Дымовой трубы не имела, а дым из помещения выходил через отверстие в крыше, окна и открытые двери.

Разумеется, сажа и копоть оставались на стенах и потолке, что стало причиной названия бани "по черному". После окончания топки дверь и отдушины закрывали и давали бане некоторое время "томиться" и "дозревать", пока стены равномерно не прогреются и не выгорят угли. Затем остатки углей гасили водой, баню проветривали от угарного газа, стены и потолок окатывали водой и лили несколько шаек воды в каменку, чтобы осадить золу. Это называлось спариванием. После этого начинали париться и мыться, периодически поливая каменку горячей водой. Вода грелась на печке или у топки в глиняных горшках. В отдельном горшке готовили щелок — щелочную зольную воду, заменяющую мыло, в другом горшке — настой полыни или других лекарственных трав, обладающих ингаляционными и дезинфицирующими свойствами. Для мытья применяли деревянные ковши, шайки, лохани, а для хранения холодной воды — деревянные бочки. Из глубины веков дошел прообраз бани "по-черному", которую и по сей день можно встретить в глубинке. Состоит она из тамбура, предбанника и парилки, в которой установлена печь-каменка с горкою камней. В левом углу обычно сооружают каменку, рядом с которой стоит деревянная кадка для холодной воды, а под окошком размещается скамья (лавка) для мытья после парения. Вдоль фасадной стены в парилке в бани был расположен парильный полок в три яруса. На верхней полке выдерживали жар только закаленные мужчины да некоторые старухи — любители попариться.

Булыжники для каменки подбирают без трещин и сколов, способные выдержать резкие перепады температуры и не дающие угарного газа. Внутрь печи устанавливают большой котел (чугунок) для горячей воды, воду из которого черпают деревянным ковшиком. Горячую воду для мытья получают тут же, бросив в кадушку с холодной водой несколько раскаленных камней. Особенно распространены такие бани в Сибири, куда они перекочевали с первыми русскими переселенцами. Учитывая суровые климатические условия, они более приспособлены к морозам за счет уменьшения размеров, толщины стен и более тщательной их конопатки. Двери в сибирских банях более низкие и толстые, изготовленные в шпунт с двумя шпонками. Но технология приготовления пара и горячей воды практически ничем не отличается от классического варианта.

Типичные русские бани — это преимущественно одноэтажные постройки на берегу реки или озера. Отапливались дровами, а воду брали из реки. Продолжил замечательную традицию Петр I, который при основании Петербурга в начале XVIII в. разрешил строить бани всем желающим и при этом не брали никаких пошлин. Хозяевам предписывалось: "Цену брать без излишества, дабы на него жалоб не про¬исходило... запрещено держать горячие вина и всякий заповедный напиток". С тех пор в Петербурге стали пользоваться большой популярностью.

К 1907 году только в Петербурге функционировало 78 бань, а для императрицы Александры Федоров¬ны была построена специальная "баня-поезд", фотографию которой можно увидеть в петербургском музее гигиены. В 1918 году подобная "вагон-баня" была построена и для Троцкого, который был большим любителем. Рассказывая о петербургских банях, нельзя не упомянуть о Распутине как о большом любителе данного дела. Влияние Распутина на царскую семью было огромно, а поэтому и банные процедуры в его время пользовались большой популярностью. По Петербургу в свое время даже ходило стихотворение, якобы написанное старцем:

Все науки непременно
Нужно с корнем вырывать
Вместо них настроить бани,
В них пущай честной народ
Для спасенья, очищенья
Вместе с бабами идет!

Очень интересна история знаменитых московских бань. Известный писатель В. И. Гиляровский писал: "Единственное место, которое ни один москвич не миновал, это баня, так как Москва без бань - не Москва" И несмотря на то, что эти слова были написаны еще в начале XX столетия, они актуальны до настоящего времени. Каждое сословие москвичей имело свои излюбленные места. Люди со средствами шли в дворянское от¬деление. Рабочие и беднота - в простонародные, за пятак. Лучшими банями прошлого столетия считались Сандуновские и Центральные. В борьбе за посетителей они хорошели, становились все комфортабельнее.

На берегу реки Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ломакиной. Банщиков в них не было. Каждый сам доставал себе воду для мытья из реки Неглинной. Во время большого пожара в 1737 году все бани возле Кузнецкого ряда сгорели, за исключением бань Ломакиной. Поэтому отбоя от посетителей не было, несмотря на грязь и неустроенность. Актеры Петровского театра Сандуновы, увидев большой доход от этого дела, построили на месте своей усадьбы большие каменные и сдали их в аренду Ломакиной. Но имя Сандуновские прочно закрепилось за этими банями. Вся московская знать старалась посетить Сандуновские бани. Увидев это, купец и фабрикант Хлудов, имевший в Москве два с лишним десятка домов и текстильные фабрики, решил построить новые, превосходящие роскошью Сандуновские.

В то время они назывались Китайскими по наименованию проезда, но позже получили название Центральные. Роскошь Китайских и большой доход вызвали зависть у сына известного генерала Гонецкого. К тому времени Сандуновские бани перешли за долги к отцу жены Гонецкого, которая впоследствии стала их полновластной владелицей. Гонецкий же, получив согласие жены, решил на месте старых Сандуновских соорудить новые - лучше Китайских. Строил их знаменитый венский архитектор Фрейденберг, который учел не только недостатки Китайских, но и передовой опыт Запада и Востока. И по сей день они (после соответствующей реконструкции) считаются самыми лучшими в Москве и, чтобы попасть туда, нужно выстоять большую очередь, которая состоит не только из москвичей.

После 1917 года жизненные блага и удобства были "отменены", а аскетизм стал нормой жизни. Настоящим ударом для бань явилось постановление ВЦИК от 20 августа 1918 года об отмене права частной собственности на недвижимость. Общественные бани перешли в ведение коммунальных отделов исполкомов и на долгие годы были преданы забвению. И к 1921 году в Петрограде осталось всего 21 баня. Грязь и антисанитарная процветали в них, а за право попользоваться банной шайкой часто затевались споры. Под одним душем часто одновременно мылось два - три человека, а в Бассейновых в г. Ленинграде даже было вы¬явлено два вшивых работника. В этой бане было шесть зеркал и все кривые, а отделение "Мать и дитя" вообще не отапливалось. Достаточно сказать, что в Ленинграде в 1934 году на одно место претендовало 134 человека. Это означало, что каждый житель города мог в год помыться только 15 раз, то есть практически один раз в месяц. В срочном порядке была объявлена "пятилетка чистоты", начали сооружать новые, строительство бани велось за бюджетные средства.

И по сей день качество услуг общественных бань в большинстве своем желает быть лучшим. Некоторое исключение составляют частные, но их доля настолько мала, что удовлетворить запросы всех желающих они просто не могут, а стоимость услуг настолько высока, что доступна далеко не каждому. Именно поэтому интерес россиян к индивидуальным баням не только не ослабевает, а наоборот, растет с каждым годом.

По публикациям: Самойлов В.С.